МКДОУ ДС 60 Подготовительная группа «А» Воспитатели:Бараова Р. М.и Кашежева А. З.

Консультация: Коммуникативные игровые технологи в работе с детми!

Мы живем в век технологий, которые активно развивают и облегчают нам во многом жизнь. Гаджеты и компьютерные технологии связаны с нашей повседневной жизнью напрямую. Современный ребенок хорошо владеет смартфоном, планшетом и другими гаджетами, к которым родители дают свободный доступ: играет в игры, которые чаще всего имеют приписку «развивающая», смотрит видео – занят и не достает  не мешает своими расспросами. Но хорошо ли это сказывается на ребенке?

Наблюдая за детьми, мы всё чаще отмечаем, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют организовывать общение,

включающее:  умение слушать собеседника; умение эмоционально сопереживать; умение подбирать вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, пантомимику) средства общения, умение решать конфликтные ситуации.

 Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

 Живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Чаще всего ребенку предлагают поиграть в игру на планшете вместо того, чтобы с ним разговаривать и пока он увлечен, родитель может заняться своим делом. Таким образом родители, не осознавая этого лишают ребенка очень важного элемента в развитии личности – коммуникации. Что в дальнейшем приводит не только к проблемам в его воспитании и развитии высших психических функций, но и к проблеме социализации в обществе. Он предоставлен самому себе, вовлечен в виртуальную реальность, которая никогда не заменит общения.

 Поэтому данная проблема переходит на детский сад – первая ступень активной социализации ребенка, где она находится в коллективе и должен занять позицию, быть частью одного коллектива. Для того, чтобы это произошло воспитатель должен создавать такую среду и такие педагогические ситуации, которые бы решали данную проблему.

При организации коммуникативного процесса важную роль играет учет личностных и возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Этот период является чрезвычайно благоприятным и важным для развития коммуникативных способностей. В этом возрасте ребенок уже достаточно хорошо владеет речью, как средством передачи информации, его словарный запас довольно разнообразен, тем не менее он ещё продолжает формироваться.

Ведущая деятельность в старшем дошкольном возрасте все ещё остается игра, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.

Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с  людьми в разнообразных жизненных ситуациях.

Актуальность.

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.

Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие коммуникативных навыков ребенка

· В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей.

· Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней.

· Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка.

· Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.

· Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка

· Игра способствует формированию творческого воображения.

· Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка.

· Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

Цель: развитие коммуникативных навыков у дошкольников с использованием игровых технологий

Задачи:

развивать способность ребенка к сопереживанию развивать навыки коммуникативного поведения способствовать уверенности в себе и развитию самостоятельности формировать позитивное отношение к сверстникам учить выражать свое отношение к другим людям сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным Предметно- манипулятивная деятельность ребенка в период раннего детства. Овладев действием, начинает осознавать, что действует сам и как взрослый. Он и раньше подражал взрослому, но не замечал этого. В дошкольном возрасте внимание переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом для подражания.

Методы и приёмы игровых технологий в

развитии коммуникативных навыков

вызвать интерес к играм, желание играть, усвоить предметные действия с игрушками, под предметными действиями понимаются «исторически сложившиеся, закрепленные за отдельными предметами общественные способы их употребления». научить переносить действия, осуществляемые с одними игрушками, на другие. постоянное использование речи .

Условия:

-Создание предметно – развивающей среды, способствующей речевой деятельности ребёнка

- Организация совместной работы с детьми: специальных игр и игровых упражнений по формированию коммуникативных навыков

Предметно – развивающая среда группы мини -центра организованна таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом

Игры делятся:

· Игры с предметами (сюжетно – дидактические игры , игры инсценировки и Сюжетно-ролевые игры)

· Настольно – печатные ( они помогают уточнить и расширить представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы)

· Словесные –  отличаются тем, что решение обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без  опоры  на наглядность.. Помимо речевого  развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр  создаётся эмоциональный настрой, вырабатывается быстрота реакции,  умение понимать юмор)

Сюжетно- дидактические игры

· Развивают коммуникативные навыки детей.

· Выполняют определенные роли

Игры с предметами- здесь используются игрушки, любые подручные предметы.

 Цель: научить ребенка связывать слово с определенным обьектом, показать и рассказать, какие функции он может выполнить.

Сюжетно-ролевые игры

Помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях ( Оля заболела, к нам пришли гости и т. д.)Развивают коммуникативные навыки детей. Важным средством социально-коммуникативного развития детей выступают сюжетно-ролевые игры. Они способствуют овладению определёнными умениями и социальными навыками, усвоению норм и правил поведения в социуме. Дети играют в игры: «Магазин», «Семья», «Больница», «Парикмахерская» и др. Играя, они пробуют себя в различных ролях и ситуациях, согласно сюжету игры, а это поможет им быстрее справиться с реальными проблемами в дальнейшей жизни. Основным содержанием игры являются нормы поведения в обществе, так как содержание ролей направлено, в первую очередь, на нормы отношений между людьми. Сюжетно-ролевые игры дают навык совместной работы, играют важную роль в формировании самостоятельности, дружного детского коллектива.

-Настольно – печатные игры

Веселые пазлы

Сложи картинку

Кубик на кубик

Сделай подарок

Мирилка

Волшебная коробочка

Цветные картинки

Угадай нарисуй и.др

Игры:

1. «Мирилка»

2.«Будем делать хорошо и не будем плохо»

Цель:Формирование у детей представления о хорошем и плохом поступке, поведении, умения правильно оценивать себя и других.

Задачи:Учить детей отличать хорошее поведение от плохого;

Правила игры:

Мирилка: дети прикладывают свою руку на картинку с изображением руки и проговаривают стишки мирилки – это небольшие забавные стишки, которые дети обычно произносят после ссоры или обиды, чтобы помириться.

«Буду делать хорошо и не буду плохо»: В игру можно играть как коллективно, так и в парах или даже одному ребенку. Детям нужно рассмотреть картинки; подумать, какие из них иллюстрируют хорошие поступки, а какие – плохие; распределить картинки на две группы хорошо» и «плохо», прикрепляя к ним солнышки или тучки.

Пальчик за пальчик

Пальчик за пальчик

Крепко возьмем

Раньше дрались,

А теперь ни по чем.

Не дерись

Не дерись, не дерись,

Ну-ка быстро помирись!

Сложи картинк; Одень куклу на прогулку:

Учить  детей умение сотрудничать.
Для выполнения этого упражнения необходимы несколько картинок животных, разрезанных на 3-4 части (голова, ноги, тело, хвост), например, собаки, кота. Дети делятся на группы из 3-4 человек. Каждый из членов группы получает кусочек своей картинки. Группе необходимо «сложить картинку», то есть каждому члену группы надо изобразить свой кусочек так, чтобы в результате получилось целое животное.

Сделай подарок
Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.
Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

Волшебная коробочка

Цель: учить детей задавать открытые и закрытые вопросы
Возраст: 5-7 лет
На столе стоит коробочка или сундучок, в котором лежит какой-нибудь предмет. Вызывают одного ребёнка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают ему вопросы о цвете, форме, качестве,
свойствах и т. д. этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке.
Правило: на все вопросы надо отвечать только «Да» или «Нет».

Игры в парах — способствуют становлению субъектного эмоционально- положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении, развития доверия к друг другу («Прогулка в парах», «По узенькой дорожке», «Дуем — дуем», « Сиамские Близнецы», «Слепой танец» и др.)

Пальчиковые игры — дети подражают друг другу («Мы топаем ногами», «Пузырь» и т. д.).

Словесные игры

Эти игры не только помогают овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей. В игре дети воспроизводят реальные ситуации, используя знакомые средства решения специфических проблем. ( пример: попроси вежливо; закончи предложение) Также к этим играм относятся игра пантомима, такие как:

-изобрази кого попрошу

изобрази, как человек умывается

- как сердиться мама и т. д.

-Угодай чей голос

- Паутинка дружбы

-Я бросаю тебе мяч

-Комплемент

-Игра пожелание

-Обиженый зайчик

Я бросаю тебе мяч
Возраст:5-7 лет
Дети становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того, кому бросают, и говорят: «Я бросаю тебе конфетку (цветок, котика и т. д.)». Тот, кому бросили мяч, ловит его и отвечает примерно так: «Спасибо, ты знаешь, что я люблю сладкое (люблю играть с котёнком, люблю смотреть на цветы и т. д.)».

Комплимент
Дети садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…». Упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что он принимаем другими детьми.
Пожелание
Цель: воспитывать интерес к партнёру по общению.
Дети садятся в круг и, передавая мяч (“волшебную палочку” или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: “Желаю тебе хорошего настроения”, “Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас” и т.д.

 Игра «Обиженный зайчик» Главная цель — развить умению сочувствовать и любить окружающих Ход игры: ведущий (один из детей) садится в центр круга. Он — обиженный маленький зайчик, который не успел сорвать вкусную морковку / не самый быстрый в лесу / встретил злого волка. Причину можно не уточнять, если дети сами не предложат варианты.  Все ребята по очереди подходят к грустному зайке и пытаются его утешить и пожалеть. 
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств, которые помогают развивать коммуникативные способности у дошкольников, является игра-драматизация. Игра-драматизация является одним из видов театрализованных игр. В отличие от сюжетно-ролевой игры, театрализованная игра развивается по заранее подготовленному сценарию, в основе которого - содержание сказки, стихотворения, рассказа, готовый сюжет ведет за собой игру.Например сказка «Колобок»,»Теремок». «Репка» и др. Цель: учить детей брать на себя роль, выполнять движения в соответствие с ролью.

 Задачи: Формировать у детей живой интерес к театральной игре, Побуждать к двигательной импровизации. Закрепить и расширить знания детей о животных и их повадках; Развивать эмоциональность, образность восприятия музыки через движения. Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение прийти на помощь. Театрализованные игры, как разновидность сюжетно-ролевых игр сохраняют в себе их типичные признаки, которые выделял в своих трудах Д.Б. Эльконин: роль (определяющий компонент), игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения. Все компоненты имеют социальную природу.

  Игра:  «Веселый Старичок - Лесовичок»

Цель: учить пользоваться разными интонациями.

Воспитатель читает стихотворение, Старичок-Лесовичок произносит свои слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют.

Воспитатель:            

Жил в лесу старичок маленького роста

И смеялся старичок чрезвычайно просто:

Старичок-Лесовичок:

Ха-ха-ха да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи да бух-бух-бух!

Бу-бу-буда бе-бе-бе,

Динь-динь-динь да трюх-трюх!

Воспитатель:            

Раз, увидя паука, страшно испугался,

Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:

Старичок-Лесовичок:

 Хи-хи-хи да ха-ха-ха,

Хо-хо-хода гуль-гуль-гуль!

 fb-го-го да буль-буль-буль.’

Воспитатель:        

А увидя стрекозу, страшно рассердился,

Но от смеха на траву так и повалился:

Старичок-Лесовичок:

 Гы-гы-гы да гу-гу-гу,

fb-ro-ro да бах-бах-бах!

Ой, ребята, не могу!

Ой, ребята, ах-ах-ах!

Игра проводится несколько раз.

 Игра на имитацию движений

Воспитатель обращается к детям:

— Вспомните, как ходят дети?

Маленькие ножки шагали по дорожке. Большие ножки шагали по дорожке.

(Дети сначала идут маленькими шагами, затем большими — гигантскими шагами.)

— Как ходит Старичок-Лесовичок?

— Как ходит принцесса?

— Как катится колобок?

— Как серый волк по лесу рыщет?

— Как заяц, прижав уши, убегает от него

«Немой диалог»  на развитие артикуляции

Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы ждете ее на улице, у витрины. Она вам что-то говорит, вы ее не слышите, но пытаетесь догадаться.

(Сначала роль мамы берет на себя воспитатель, а дети отгадывают. Затем роль мамы предлагается исполнить детям.)

  «Поиграем. — угадаем.» Загадки

Цель:развивать пантомимические навыки.

Например; Петрушка загадывает и показывает пантомимикой загадки.

 Важно по двору ходил с острым клювом крокодил,

 Головой весь день мотал, что-то громко бормотал.

Только это, верно, был никакой не крокодил,

 А индюшек верный друг. Угадайте — кто? (Индюк.)

(Включается грамзапись. Дети, изображая индюка, ходят по всему залу, высоко поднимая ноги, прижав руки к туловищу, издавая звуки — уо, уо, уо, Трясут головой, болтая в это время языком во рту.)

Да, индюк. Признаться, братцы, трудно было догадаться!

 С индюком случилось чудо — превратился он в верблюда!

 Стал он лаягь и рычать, по земле хвостом стучать.

Я запутался, однако , он  верблюд и ли ...? (Собака.)

(Включается грамзапись, дети изображают собаку: лают, рычат, бегают на четвереньках и «вертят хвостом».)

Не зонут ее Шавкой, и не спит она под лавкой,

А  глядит она в окошко и мяукаетТ Как... (Кошка.)(Под музыкальльное сопровождение дети изображают кошек: они передвигаются на четвереньках плавно, мяукают, мурлыкают, «умываются» лапкой, шипят и  фыркают, показывают «когти».)

 Игра «Зеркало»

Цель: развивать монологическую речь.

Петрушка загадывает загадку:

И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет —

Все как есть ему покажет!

Что же это? (Зеркало.)

   В группу (зал) вносят большое зеркало. Каждый из команды подходит к зеркалу, и, глядя в него, первый — хвалит себя, восхищается собой, второй рассказывает о том, что ему не нравится в себе. Затем то же самое проделывают члены другой команды. Петрушка и жюри оценивают этот конкурс.

 Игра «Телефон»

Цель:развивать фантазию, диалогическую речь. Приглашается по два человека от каждой команды, особенно тех, кто любит беседовать по телефону. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора. Пара составляется из членов противоположных команд.

1.  Поздравить с днем рождения и напроситься в гости.

2.  Пригласить на спектакль человека, который не любит ходить в театр.

3.  Вам купили новые игрушки, а вашему другу хочется в них поиграть.

4.  Вас обидели, а друг вас утешает.

5.  Ваш друг (подруга) отнял любимую игрушку, а теперь извиняется.

6. У вас именины

Игра: » Пантомима»

    Дети одной команды с помощью пантомимы показывают предмет (поезд, утюг, телефон, гриб, дерево, цветок, пчела, жук, заяц, собака, телевизор, кран, бабочка, книга). Дети другой команды угадывают.

  Игра: «Как варили суп» «Салат сделали» на имитацию движений

Цель: развивать воображение и пантомимические навыки.

Проговаривание диалога с различными интонациями

Ребенок: Мед в лесу медведь нашел...

 Медведь: Мало меду, много пчел!

Диалог проговаривается всеми детьми. Воспитатель помогает найти нужную интонацию.

Игра: «У зеркала». Ролевая гимнастика у зеркала.

Цель: совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.

1)  Нахмуриться, как:

а) король,

б) ребенок, у которого отняли игрушку,

в) человек, скрывающий улыбку.

2) Улыбнуться, как:

а)  вежливый японец,

б)  собака своему хозяину,

в)  мать младенцу,

г)  младенец матери,

д)  кот на солнце.

3)  Сесть, как:

а)  пчела на цветок,

б) наказанный Буратино,

в)  обиженная собака,

г) обезьяна, изображавшая вас,

д)  наездник на лошади,

е)  невеста на свадьбе.

«Игра с платком». Предложить ребенку с помощью платка, движений, мимики изобразить: а)бабочку,

б)  лису,

в)  принцессу,

г) волшебника,

 д)  бабушку,

е)  фокусника,                                                        

ж) больного с зубной болью.

Лисичка подслушивает

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

Поза: ногу выставить вперед, корпус тела слегка также наклонить вперед.

Выразительные движения: голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыть.

Жаркое лето. Только прошел дождь. Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемой лужи, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.

Игра-драматизация способствует развитию коммуникативных качеств личности, создаёт положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение, способствует раскрепощению личности ребёнка, у детей снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Особо хочется выделить значение игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании старших дошкольников. К старшему дошкольному возрасту, дети заинтересованы не только в исполнении роли, но и в самой подготовке и организации игры. Помимо позиции «актер», появляются ещё и такие как: «костюмер», «режиссер», «сценарист», «оформитель», которые подразумевают, работу в команде, общее построение одной игры. Процесс подготовки игры, обсуждение ролей, сценария и содержания игры, способствуют развитию коммуникативных способностей старших дошкольников так же, как и процесс самой игры – драматизации.

 Список литературы:

1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст]: книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991.- 127 с.

2. Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду [Текст]: учеб. - метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород,2006.- 126с.

3. Мухина, В.С. Возрастная психология: феномен развития, детство отрочество[Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.С. Мухина - 4-е изд., стер. - М.: Издат. центр «Академия», 2006.- 456с.

4. Эльконин, Д.Б Психология игры[Текст]/ Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2012 - 304 с.

5.  Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: программа и метод. рекоменда-ции: для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.

6.  Детский сад и семья / под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1986. – С. 93-95; 100-101;

7. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М.: Просвещение, 1988. – С. 85-87.

8.  Игра дошкольника / С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – С. 3-4.

9. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности до-школьников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004






914a7287b015c58c8de9608c8243bbe4.jpg


dbdc2e0d4829f947b114b527195c8589.jpg



cd0d11db425fa290e82a77f952eb97bd.jpg




49f5f017d314a32f40365bfce9befa29.jpg


7cfc6365f22259bb049f0ac131c66f8b.jpgundefined









8917c40324acc30f9d1ee250f9c9f805.jpg





17 декабря 2021 в 16:09

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.